Покупка драгоценных металлов в слитках: ЦБ РФ дал рекомендации кредитным организациям
Центробанк советует кредитным организациям выявлять среди клиентов тех физлиц, которые регулярно покупают драгметаллы в слитках. Это касается случаев, когда есть сразу несколько обстоятельств:
- физлицо приобретает слитки, но не отчуждает их либо продает значительно меньше слитков, чем покупает;
- со дня поступления денег на счет физлица и до даты покупки слитков проходит мало времени. Это условие применимо, если сделку совершают за счет средств на банковском счете;
- после сделки покупатель не передает слитки на хранение в кредитную организацию или оставляет их на такое хранение на незначительный срок.
Также ЦБ РФ рекомендует выделять среди клиентов тех юрлиц-нерезидентов, которые вносят на счет много наличных и затем приобретают слитки. Операции должны отвечать следующим критериям:
- клиент систематически пополняет счет наличными (более 10 млн руб. в месяц) и затем обычно покупает слитки;
- между внесением на счет наличных и приобретением слитков проходит мало времени;
- после сделки покупатель не передает слитки на хранение в кредитную организацию или оставляет их на такое хранение на незначительный срок.
При выявлении упомянутых физлиц и компаний регулятор советует, в частности:
- повысить внимание к их операциям;
- тщательно проверять сведения об этих операциях, а также о деятельности клиента, его представителях, выгодоприобретателях и бенефициарах;
- запрашивать у таких физлиц и компаний дополнительную информацию (документы) о характере и целях операций;
- определять, достоверны ли документы о происхождении денег, за счет которых клиент покупает слитки, точна ли информация в этих документах;
- рассматривать вопрос о квалификации операций и (или) действий клиента (его представителя) как подозрительных.
Оценочные категории («систематичность», «незначительность» и т.п.) кредитная организация определяет сама в каждом конкретном случае. Нужно исходить в том числе из масштаба и основных направлений ее бизнеса и деятельности клиентов, уровня рисков, которые связаны с клиентами и их операциями.